Поиск терминов в глоссарии (разрешены регулярные выражения)

Глоссарии

Термин Определение
Абракадабра

Происходит от еврейской фразы "Abreg as habra" - "Мечи свою молнию даже в смерть". Магическая формула, которая, повторяясь одна под другой, вписывалась в перевернутый треугольник с усечением на одну букву, пока слово не сводилось к одной букве А. Соотносится с мистическим словом Абраксас. Было одним из имен бога Солнца Митры. На поздних римских амулетах и геммах он изображался как воин в доспехах. В одной руке - у него круглый щит, в другой - кнут. У него голова - петуха, а вместо ног - два змеиных туловища. Петух - провозвестник утра и победы. Митра ассоциируется с победителем дракона у алхимиков. Также встречается в символике Средневековья и Возрождения.

Просмотры: 87
Букентавр

Получеловек-полубык. Как кентавр выражает внутренний дуализм человека, с акцентом на его низшей, животной стороне. Борьба Геракла с букентаврами - тема победителей дракона: св.Михаила, Зигфрида. В античной традиции ассоциируется с победой Тесея над Минотавром - бычьеголовым чудовищем, рожденным женой Миноса Пасифаей от белого жертвенного быка, посланного Посейдоном критскому царю.

Просмотры: 81
Веретено

Веретено - атрибут Великой Матери, а также лунных богинь и ткачих судьбы в их ужасном воплощении. Все богини судьбы - прядильщицы и ткачихи. Они изображаются в утроенном лунном облике или в группах по трое как символы рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего и т.п. Две из них, как правило, благосклонны к человеку и оказывают ему помощь, а одна - зла и жестока, именно она разрывает нить жизни. Вращение веретена символизирует движение вселенной, прядение и ткачество - женское начало в ведении человеческой судьбы, а также завесу, через которую мир предстает в иллюзорном свете. У Нереид было золотое веретено. Гэльские феи прядут и ткут для людей, к которым хорошо относятся.

Просмотры: 89
Возлюбленная

В гностической интерпретации персонифициируется Софией - образ любимой женщины как духовного проводника, посредницы между человеком и Богом. Женщина как anima. Наиболее ранняя концепция встречается в Персии. Известна у гностиков. Птолемей воспринимал Софию как посредницу между Мировой Душой и Плеромой (областью идей). Через нее происходит противостояние вечности миру явлений. Тема развивается в поэзии трубадуров, у Данте, у Гете как "вечная женственность", у немецких романтиков, у Блока, Бретона.

Просмотры: 82
Грифон

Мифический зверь полулев-полуорел. Охраняет дерево жизни, страж на пути духовного восхождения. Символизирует бдительность и воинственность. Изображение шумерской львиноголовой птицы Анзуд было найдено на стене шумерского храма, построенного за 1000 лет до Р.Х. Это гигантская птица божественного происхождения в виде орла с головой льва. Была посредником между земной и небесной сферами. Воплощала как доброе, так и злое начало. Она украла таблицы судеб, чтобы стать могущественнее всех богов, что привело к нарушению всех законов. Была побеждена богом войны. В акладской мифологии известен Нергал - львиноголовый бог с туловищем льва и крыльями орла - один из четырех охранительных гениев (ангелов-хранителей). У шумеров Нергал был правителем летнего солнца. 

Просмотры: 83
Дева

Символ души (анимы) и невинности, у древних египтян ассоциировалась с Исидой. У греков Артемида - дочь Зевса и Лето, богиня девственности, покровительница родов и диких животных. Артемида ("нетронутая") упросила Зевса дать ей право оставаться девственницей. Артемида соответствовала луне, которая в ночной тишине разливает холодный целомудренный свет. Во Фракии Артемида звалась Бендидой; как и у греков она с луком в руке и в сопровождении собаки или оленя носилась за кабаном. Она - акушерка и она - Великая Матерь, ангел смерти и всепрощающая Мать всех страдающих. Христианский символизм связывает деву с душой, готовой к Богообщению. Для христианского Рима она - дева Мария и покровительница Вечного города. Мария, царица небесная, на Эфесском соборе 431 г. была признана Богоматерью. Она - высшая заступница за людей перед Богом.

Просмотры: 85
Единорог

Мифический зверь, представлявший лунный женский аспект, а также победу мужского начала над женским. Атрибут всей евразийской рыцарской культуры - от Индии до Западной Европы, творчески преклонявшейся перед женским началом мира. Изображался как белый конь с красной головой, с одним рогом и синими глазами. Известен как маленькое животное, быстроногое и устрашающее, с единственным рогом посреди лба. Изображался в виде вепря, носорога, осла, козла с одним рогом. В "Ведах" встречается как символ мужской энергии. Рог единорога воспринимается как изображение солнечных лучей, как знак интеллекта. В зороастризме - воплощение чистой силы, которой был побежден Ангро-Майнью.В Китае представляет добродетели правления. Единорог описан в греческом "Физиологе" как "быстроногий зверь с одним рогом, исполненный злой воли в отношении людей".Приручить его могла только девственница. Чувствительный к ее чистоте, он ложился у ее ног на землю, клал голову ей на колени и засыпал. В христианстве был воспринят как символ силы и чистоты, особенно женского целомудрия. В песнях трубадуров единорог, "конь с крепким рогом о лбу", падает ниц только перед "прекрасной девственницей". В "Голубиной книге" известен как индрик-зверь (инорог, ипрок). По Юнгу, лишен определенного символического характера, но имеет различные варианты (рыба-меч и дракон).Иногда превращается в белого голубя. Алхимически представляет мужественную чистую проникающую силу spiritus mercurialis (дух ртути, Меркурия). Является также эмблемой меча или слова Божия. В западной церкви известен как символ целомудрия. Используется как аллегория Благовещения и воплощения Христа, рожденного Девой Марией. Входил в атрибутику Девы Марии - изображался лежащим у ее ног с головой на коленях. Также является атрибутом женщин-святых, под величайшими искушениями сохранивших свою чистоту: св.Юстины Падуанской и Юстины Антиохийской. В алхимии является также амбивалентным символом Monstrum Hermaphroditium("двуполым чудовищем"). Будучи лунным знаком, в геральдике часто уравновешивает солнечную силу льва.

Просмотры: 87
Жезл

Так же, как и посох, и скипетр, жезл - древняя эмблема сверхъестественной силы, но менее авторитарная, чем посох, связанная скорее с колдовством и таинственными существами.Жезл - символ превращения.

Просмотры: 78
Зенит

Зенит - символ, аналогичный знаку центрального отверстия в китайских небесах, известному под названием Пи, а также вершине горы, пирамиды или храма, жертвенному столбу или столпу мироздания. Его противоположностью является надир. Является точкой, из которой мысли проникают из пространства в непространство, из времени в отсутствие времени. Согласно Блейку, зенит - это человек разума, это мозг человека. Он ассоциировал его с югом. Надир Блейк ассоциировал с севером и с областью подсознательного. Областью периферии он считал физическое тело, или запад. Центром для него был восток, или сердце человека. Человек в зените славы - это человек, достигший полного расцвета.

Просмотры: 75
Иероглифика

Одна из трех известных египтянам форм письма, включающая помимо нее иератику и демотику. Термин, объединяющий идеограммы-символы.Египетская система охватывает около 900 знаков, передававших идеи, слова, слоги, буквы и различные детерминативы. В эпоху Рима символизм иероглифики стал забываться. Во II-III века Гораполлон пробовал восстановить утраченное знание символического подхода. Атанасиус Кирхер вернулся к этому в XVII веке. Иероглифическое письмо существует сейчас в Китае и Японии.

Просмотры: 90
Канопы

Канопы - это ритуальные сосуды. У египтян они располагались по четырем сторонам погребального помещения и символизировали защиту четырех богов мертвых. Эти четыре сосуда выполнены в форме голов бабуина, шакала, сокола и человека.

Просмотры: 77
Ключ

Ключ-очень мощный символ. Это власть, сила выбора, вдох, свобода действия, знание, инициация. Перекрещенные золотой и серебряный ключи - эмблема папской власти, символические "ключи от Царствия Небесного", которые Христос передал апостолу Петру. В соответствии с традицией, Янус, охранник дверей и ворот, также держит ключи в левой руке (считается, что он управляет переходом от дня к ночи и от зимы к лету). Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда являются зримыми символами доступа, освобождения и, в обрядах посвящения, инициации, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой. Египетский анкх, похожий на ключ-крест, символизирует переход к загробной жизни. Часто ключи являются эмблемами должностных лиц или волных городов.В Японии ключи от хранилища риса - символ процветания.

Просмотры: 94
Кобра

Кобра, разделяя общую символику змеи, обладает некоторыми дополнительными символическими качествами. Кобра, поднявшаяся над землей и распустившая свой капюшон, считалась священным символом в религиозном искусстве Индии и Египта. В Древнем Египте самка кобры с распущенным капюшоном Уто изображалась на короне фараона и обозначала горящее око бога Солнца Ра. Ее изображали также на стенах храмов как эмблему силы, способной отнять или сохранить жизнь.

Просмотры: 78
Коралл

Коралл - это "водное дерево". Поэтому он сочетает в себе, с одной стороны, символизм дерева, как мировой оси, а с другой - символ океана или бездны. Следовательно, его можно отождествить с корнями земного дерева. Помимо этого, будучи красным по цвету, он часто ассоциируется с кровью; следовательно, он может символизировать внутренности, которыми интересовались алхимики. Согласно греческой легенде, коралл вырос из капель крови Медузы Горгоны, обезглавленной Персеем.

Просмотры: 98
Лебедь

Или пара лебедей - расхожий символ верности, а также символ любви в браке.

В Древней Греции он обозначал Зевса, который превращался в лебедя, сочетаясь в браке с Немесидой и Ледой. Символика лебедя практически однородна у большинства народов мира.С этим образом связываются чистота, изящество, поэзия. "Мантуанским лебедем" называли Вергилия; "боберфельдским" - Мартина Опица, "царскосельским" - Жуковского. "Лебедь - почти то же самое, что гусь, но все-таки лебедь!" - замечает польский сатирик С.Е.Лец, имея ввиду, что почти повсеместно в Европе гусь считается символом глупости и самодовольства.

В связи с этим любопытно вспомнить "гусей-лебедей" из русской народной сказки - верных прислужников Бабы-Яги, которые похищают для нее маленького мальчика. Случай, едва ли не единичный во всей "лебединой" символике, тем более что в похожей украинской сказке гуси-лебеди не похищают, а наоборот, спасают героя от ведьмы.

Еще один образ славянского фольклора - Царевна-лебедь - вполне сопоставим с традиционной христианской символикой, где лебедь служит символом Девы Марии. Здесь же следует вспомнить и о "Рыцаре Лебедя" - Лоэнгрине, и его серебряной повозке, запряженной семью лебедями. Царевна-лебедь покидает своего супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья; Лоэнгрин улетает от своей жены, когда ей удается узнать о его происхождении. Здесь лебедь становится символом тайны; и уместно будет вспомнить, что, вопреки всей очевидности, в Европе долгое время бытовало поверье, будто лебедь всю жизнь молчит и поет лишь один раз - перед своей смертью.

И в заключение следует вспомнить о такой редкой птице, как лебедь с двумя шеями. Его можно увидеть на вывесках английских пабов; он служит символом подкупа, развращенности и продажности.

Просмотры: 94
Мост

Вспомним задумчивые мосты над Сеной, гудящий от напряжения George Washington Bridge в Нью-Йорке, арочные мостки над каналами в Петербурге и Яузой в Москве. Символ соединения разрозненного, разведенного, в частности, объединения культур или планов существования. Таким символом у многих народов является радуга - мост между небом и землей. Во многих мифологиях душа после смерти переходит по мосту пространство, отделяющее два мира: земной и мир посмертия. В исламе, например, этот мост тоньше волоса и скользкий, как лезвие ножа, так что грешники соскальзывают с него в ад, а праведники достигают рая раньше или позже в зависимости от степени их праведности. Это иллюстрирует двойственность символизма моста, который не только соединяет разведенные части, но и является объектом преодоления. По мосту можно и не дойти до другого берега.

Просмотры: 97
Небо

Везде, за исключением Египта, небо было формой проявления мужского принципа. Небо связано с понятием духа и числом три. Земля ассоциируется с пассивным, женским принципом, означает материальный аспект и выражается числом четыре. Небесная сфера - вместилище и одновременно гиперпространство, транс-пространство. Небо разделялось на семь уровней, в каждом из которых помещены божество или группа божеств, форма предчувствия и выражения теории гравитации и гравитационного поля, законы органических структур, и взаимоотношения качественного и количественного. Небо - источник вселенской катастрофы, потому Блейк говорил о "злой религии звезд". В "Чхандогья Упанишадах": "Сначала Вселенная была не-сущей.И вот она стала сущей. Она росла и образовала яйцо, год пролежавшее неразбитым. И вот оно раскололось. Из двух его скорлупок одна была серебряной, а другая золотой".Последняя была небом, а первая землей.

Просмотры: 98
Океан

Сновидческая стихия, репрезентирует состояния от предельно глубоких до штормовых или безмятежно созерцательных. В древней греческой мифологии он - река, омывающая землю. Согласно Гесиоду, это титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, с которой он породил тысячу дочерей, океанид, и тысячу сыновей, речных потоков. На крайнем западе он образует границу между миром жизни и миром смерти. Там царь Одиссей достиг Царства Мертвых и беседовал с матерью и умершими друзьями. Главные характеристики океана - его грандиозность, бесформенность и непрерывное движение. Он-источник всеобщей жизни и содержит в себе семена всех вещей. Океан - символ порождающего лона мироздания и сумма всех возможностей существования. Океан может олицетворять как созидательные творческие начала, так и деструктивные и негативные характеристики. Океан - прародитель водных чудовищ и потому источник хаотических сил.

Водные существа репрезентируют состояние низшее по сравнению с наземными существами. Родитель жизни, океан также сиволизирует женское начало или мать. Противоположность океана - капля, из коих состоит океан. Поэт сказал, что капля способна вместить в себя океан.

Просмотры: 73
Олень годовалый

Эмблема Вакханта и приверженца орфизма, который носит оленью шкуру и сандалии из оленьей кожи. Сопровождает Диану.

Просмотры: 42
Перекресток

Во многих культурах перекресток - место встречи с трансцендентными силами (богами, духами, мертвыми). Символизм перекрестка связан с символизмом двери, перехода из старого к новому, от посюстороннего к потустороннему. Чтобы рбеспечить этот переход, на перекрестках воздвигаются обелиски, алтари, просто камни. В Европе перекрестки рассматривали как места встречи ведьм, злых духов. Христиане воздвигали на перекрестках кресты, часвони, статуи Мадонны и т.п.У африканских племен перекрестки часто являются местом совершения ритуальных обрядов. У греков Геракл на перекрестке совершил выбор, отдав предпочтение добродетели перед наслаждением. Эдип убивает на перекрестке своего отца. Греки приносили жертвы на тройных перекрестках трехглавой богине Гекате, богине привидений и чародейства, связанной с царством мертвых. На перекрестках стояли статуи Гермесу -Психопомпу, водителю духов. Римляне молились ларам перекрестков, а в средневековой Германии судебные процессы часто проходили на перекрестках.

Просмотры: 80
Радуга

Символизирует связь между небом и землей. Согласно Библии радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда больше не насылать на людей потоп.В талмудической традиции радуга была создана Богом на шестой день творения. У греков радуга - проявление богини Ирис. В средневековых христианских изображениях Христос в день Страшного Суда является восседающим на радуге. Радуга также ассоциируется с девой Марией, посредником между Богом и людьми. Символизм радуги звисит от количества цветов в ней. Так в Китае в радуге различают пять цветов, соединение которых олицетворяет единство ин и янь. На основе аристотелевской триады христианский Запад видит в ней только три (символ Троицы) основных цвета: синий (небесная природа Христа), красный (страсти Христа) и зеленый (миссия Христа на земле).

Просмотры: 89
Свинья

Символ нечистых побуждений, обратной трансформации, движения вспять, инволюции, обжорства и т.п.В то же время - символизирует радость и самоутверждение плоти. "Не мечите бисер перед свиньями". О способности превратить высокое в низкое, достойное в презренное, человеческое в животное свидетельствует история Цирцеи, превратившей спутников Одиссея в свиней.

Просмотры: 78
Тау

Символ символов, мистическое Тау, скрытая мудрость. Носит название "ключ Нила". Часто встречается на египетских и коптских монументах, но также у халдеев, финикийцев и у других древних народов. Знак большой мистической силы. Был изображен на гигантской изумрудной статуе бога Сераписа. Известен как эмблема египетских богов, символ жизни, знак доброты и вознаграждения. Встречается в захоронениях на груди египетских мумий. Тау генетически связан с формой креста - знаком творческой мощи в Египте, Ассирии и Британии. В Индии, Китае и Скандинавии крест был знаком неба и бессмертия. В Америке выражал освобождение от физического страдания, и в обеих частях света он был знаком воскресения, возникающей жизни. Как вариант креста был знаком божественного единства. Иероглиф тау представляет материальный мир - четыре стороны света, четыре первоэлемента.

Просмотры: 104
Утро

"Утро туманное, утро седое. Дали туманные снегом покрыты" (И.Тургенев). Утро - время восстановления сил, когда человек сбрасывает вчерашние заботы и усталость, утро - избавитель от страхов и иллюзий ночи, время обретения ясности и силы ума: "утро вечера мудренее". Для Микеланджело - время отчаяния: "отрадней камнем быть". Плачущее утро у Шекспира - это солнце покидает утонувшую в росе Аврору. У Блейка: ослепительный восход любви, чьим вестником является ласточка, как соловей-вестник ночной любви. Очевидный образ рожденной истины. Красный восход означает невзгоды для рыбаков, пастухов, бурю и непогоду. В жизни человека - это детство и юность. Утро в истории человечества - это рай. Страны утра: Египет или Восток.

Просмотры: 96
Херувимы

Два крылатых херувима в золоте помещались по сторонам Ковчега Завета, такие же фигуры находились в Святая Святых Храма Соломона. В каббале группа ангелов, связанная с сефирой Иесод.Они охраняют потерянный Рай и являются хранителями божественной славы. Иезекииль видит херувимов, составленными из четырех фигур: человека, быка, орла и льва. У персов есть фигуры Митры с человеческим туловищем, львиной головой и четырьмя крыльями. Вспомним также Химеру, Сфинкса, Астарту и Исиду с рогами быка и птичьими перьями на голове.

Просмотры: 80
Цветы

С античных времен ассоциируются с райским состоянием жизни и с женской красотой, а также с идеей временности и хрупкости. Известна также ассоциация со звездами: цветы - это земные звезды. Раскрытие бутона в цветок ассоциируется с творением - с проявлением энергии, идущей из центра вовне, что также является манифестацией энергии солнца. Как и звезда, цветок является образом Центра и архетипическим образом души. Венок, будучи знаком цветка и кольца, - обозначает удачу, плодородие и посвящение. Греки и римляне на праздники покрывали голову венками. Также обозначает связь двух миров - о чем свидетельствуют погребальные венки. Спандармат - супруга неба и прародительница жизни в иранской мифологии изображалась с мускусной розой в руке. Холодный, но прекрасный цветок нарцисс произошел по античной версии из влюбленного в свое отражение юноши. Упоминается в мифе о Персефоне. Его возлагали на умерших. Оранжевые и желтые цветы связываются с солнечной символикой. Красные - со страстью. Голубой цветок - символ недоступного - аллюзия на мистический центр, аналогично Грралю. Золотой цветок китайской мистики - несуществующий цветок, часто упоминаемый алхимиками, его называют также сапфирно-голубым цветком Гермафродита.

Просмотры: 140
Цилинь

Сказочное животное китайской мифологии, иногда называемое единорогом. Является соединением сил инь и ян, причем "ци" соответствует мужскому началу, а "линь" - женскому. Животное в целом символизирует благожелательность, добрую волю и плодовитость. Оно провозглашает рождение великого мудреца или мудрого императора. "Оседлать цилиня" - означает прославиться. В китайском искусстве изображали мудрецов и бессмертных верхом на цилине, чтобы подчеркнуть их незаурядность. Если ребеное необыкновенно умен, его называют "сыном цилиня". Это очень деликатное животное. Оно никогда не бодается своим рогом, который очень мягок и символизирует благожелательность. То, что этот рог единственный, означает единство мира под управлением одного великого правителя. Цилинь является инкарнацией пяти элементов, пяти доблестей и пяти символических цветов. Изображается либо в виде единорога, либо в виде животного с головой дракона, имеющего один рог, с львиной гривой, телом оленя и хвостом быка.

Просмотры: 69
Часы

Своеобразная мандала, символ отмеренного времени и вечного движения. Часы репрезентируют мировые силы, воплощают идеи длительности, неотвратимости, неумолимости. В Греции они считались дочерьми Зевса и Темис и составляли свиту бога Солнца Гелиоса. Часы песочные, солнечные, механические, электронные и т.п. олицетворяют скоротечность времени и мировой порядок. Часы без циферблата или без стрелок говорят о "пустом" времени, о безвременье.

Просмотры: 83
Шар

Шар (мяч, глобус, сфера) - символ будущего, в отличие от креста, который является символом прошлого и основной мотив которого - человеческое страдание.

Эвдокс Книдский, живший в Египте, первым сделал вывод о шарообразности Земли. При этом он также подсчитал длину экватора.

Каменное полушарие сферы воплощается в ступах, связанных с местом бодхисаттв в Индии. В Индонезии они приобрели форму колокола с каменным шпилем наверху и называются дагобы.

В золотой глобус дева вливает алхимический дистиллят в алхимической свадьбе Христиана Розенкрейца.

На эмблематическом уровне глобус и шар - это знаки промысла, провидения, вечности, а также власть и могущество коронованных особ. Означает устойчивость земного счастья.

Человек, несущий над собой шар, символизирует несущего тяготы мира. Таким образом этот знак интерпретирует Е.Рерих.

Символ шара - полнота, глобальность шара Земли.

В этом смысле (на массовом уровне) мяч, имеющий форму шара, стал основной спортивной атрибутикой в ХХ веке. Баскетбол, футбол захватили многомиллионные массы людей.

"Девочка на шаре" Пикассо - танцующая Фортуна.

Компания "Аэрофлот" имеет в своей эмблеме земной шар с облетающим его самолетом.

Просмотры: 105
Эволюция алхимическая

Называется Духом Жизни. В "фигурах розенкрейцеров" дается как круг состояний человека, в котором каждое состояние соответствует планете или металлу: центр принадлежит царю как земному носителю высочайшего достоинства, подобно положению Солнца среди семи планет, золоту - среди металлов.Принцип алхимической эволюции выражен в формуле: Solve et coagula: раствори все низменное, и концентрируйся с помощью энергии, полученной от предыдущей процедуры. По словам Эволы, эволюция заключается в превращении слабости в силу, телесной природы - в духовную.

Просмотры: 81
Ящерица

В Библии смысл переменчивости Иуды передается таким символом как "дом ящерицы". Образ Иуды достаточно сложный: некоторые источники считают его 13-м апостолом и что он, якобы, продал Христа, но не предал. Более того, по этой версии трагедия на Голгофе случилась по воле самого Христа. Тип Иуды - это тип человека, не знающего покоя, который находится под Меркурием и должен развивать внешнюю кипучую деятельность, маскирующую внутреннюю сущность его беспокойства.

Но как бы то ни было, тема ящерицы достаточна, чтобы рассматривать ее в широком смысле. Правда, в некоторых эмблематических раскладках она выступает в образе хамелеона, ящерицы с очень длинным языком, выбрасываемым вперед при появлении насекомых. Такой образ ящерицы подтверждает ее взаимосвязь с Иудой, так как у него был хорошо "подвешен язык", и он знал несколько языков. Под светом солнца хмелеон быстро меняет окраску. Эмблематически одно из значений этого символа - "под сладостью скрывается желчь". Другой, более современный, смысл хамелеона имеет значение человека без принципов, легко меняющего свой взгляд в зависимости от обстановки. Хамелеон ежеминутно меняется, как меняется сама жизнь. Также он может быть и знаком гибкого человека.

У греков ящерица - символ Меркурия, бога торговли и красноречия. В мексиканской культуре ящерица - символ плодовитости. В русских поверьях ящерица несет в себе позитивное начало - предупреждает человека об опасности, но в то же время является аналогом змеи: греясь на солнце, она потребляет его теплоту.

Аполлон, который символизирует Солнце, убивает ящерицу. Поэтому она должна находиться в тени и в расселине.

В мифах североамериканских индейцев огонь у ягуара похищает ящерица, что, несомненно, является знаком ловкости и проворности, а у австралийских аборигенов ящерицу преследует орел, что является знаком супружеской измены и семейной тематики. В африканских сказках ящерица, обманутая пауком, сумев с ним договориться, получает свой хлеб обратно, а взамен дарит ему накидку для ловли мух. Это магический знак умения достигать компромисса.

В Англии ящерица является знаком пожарников.

Просмотры: 82