«Если ты не будешь танцевать свой собственный танец, то кто его тогда станцует?»
Габриелла Рот, автор системы «5 ритмов»


Позади несколько недель (а порой и месяцев) насыщенных тренировок и репетиций. Масса отчаяния (когда не все получается или получается, но не так гладко, как хотелось бы), усилий и т.д.
И вот он наступил – день выступления. Вы стоите за кулисами и ждете своего выхода.
Казалось бы, состоялась генеральная репетиция, «подчищены хвосты» и нет повода для беспокойства. Но есть ОН, неприятный и холодный, который бежит по спине, лихорадит и беспокоит. Имя ЕМУ – СТРАХ.
Пожалуй, стоит разобраться, страх чего именно…

 1. «Я боюсь, что выйду на сцену и все забуду».

Давайте подумаем… Все – это что?
Вы двигаетесь под музыку, которая стала для вас знакомой и родной от начала и до конца.
Танец состоит из частей, связок. Они так или иначе связаны с музыкой. И после длительных тренировок ваше тело помнит о них. Даже если вы забыли какой-то небольшой кусочек, оно придет вам на помощь и «выдаст» фрагмент, который получается у вас лучше всего или лучше всего помнится, на который «ложится» мелодия, тем самым выполнив роль «скорой помощи».
Кроме вас и вашего преподавателя никто не заметит подмены. А для вас это будет поводом на дальнейших репетициях уделить чуть больше внимания той части, которая «выпала» из памяти в момент выступления.
И вообще… «Есть частичка сумасшествия в танце, которая делает каждому много добра» (Эдвин Денби – хореограф, автор книг и статей о балете). Так не бойтесь ее добавить вместо забытой части)) Не забудьте похвалить себя за то, что вы нашли выход из положения.


2. «Вдруг я сделаю что-то неправильно, и преподаватель будет меня ругать».
Как вы думаете, ваш преподаватель был когда-то учеником? Наверняка был…И ему не чужды ваши переживания, сомнения. Быть может, и он когда-то сделал что-то «неправильное». Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает…
Не пытайтесь думать за кого-то. Поверьте, ваш преподаватель волнуется не меньше вашего, ожидая выхода на сцену своих учеников.
И помните – «Любую проблему на свете можно решить, танцуя» (Джеймс Браун)


3. «Вдруг меня не «примут» зрители».
Что ж, в этом есть доля разумности в контексте того, что у каждого артиста свой зритель. Но ведь и вам нравятся далеко не все актеры, певцы и т.д.
Поэтому не думайте о количестве «ваших и не ваших» зрителей, а просто постарайтесь рассказать своим танцем ту историю, которую вы приготовили для аудитории, и будьте уверены – аплодисменты непременно будут. Те, в ком откликнется ваш танец, не останутся равнодушными, и дадут вам это понять.
«Танцуй для себя. Если кто-то понимает – хорошо, если нет – не важно, продолжай делать то, что любишь». (Луис Хорст - хореограф, композитор, пианист).


4. «Вдруг я займу непризовое место на конкурсе. Вон как много у меня конкурентов».
Нужно понимать, что конкуренция присутствует в любой области, и зачастую именно она побуждает нас к новым поступкам, действиям.
Не стоит концентрироваться на достоинствах «соперников». Лучше подумайте о том, насколько красив ваш танец и как вы рады, что он родился именно для вас.
Вы – уникальны, потому что танцуете так, как можете и чувствуете только вы. И здесь важны ваше самоуважение и ощущение себя вне зависимости от полученной оценки. Ведь вы сделали очень важный шаг – вы выходите на сцену. Это некий великий момент, часть вашего нового пути.
Шумерская пословица гласит: «Тому, кто танцует, светит солнце». Так пусть оно светит для вас всегда! Не заслоняйте его тучками сомнений!


5. «Вдруг что-то случится с костюмом».
Собираясь на выступление, проверьте накануне комплектность вашего костюма, наличие бижутерии, косметики (если они вам понадобятся). Это спасет вас от паники перед самым выходом из дома – «все ли собрано, ничего не забыто?»
Желательно провести ревизию костюма с проговариванием вслух. Это поможет избежать метаний впоследствии.
Например: «здесь все закреплено, швы целы» и т.д.
Также продуктивным будет составление списка, в котором вы предусмотрите необходимые вам вещи. И потом нужно будет просто «собраться» по этому списку.


Пожалуй, в объеме одной статьи невозможно перечислить всех страхов и тревог, которые могут одолевать в такой важный для вас момент.
Вот несколько общих советов:
*Разогрейтесь хорошо перед выступлением. Это поможет вам в танце, а также отвлечет от тягостного ожидания за кулисами.
*Пожалуй, не стоит смотреть выступления участников, которые выйдут перед вами. Глядя на них, вы можете поймать себя на ощущении, что напрочь забыли свой танец. Либо начнете сравнивать, что тоже совсем нежелательно.
*Воспользуйтесь дыхательной техникой. Она восстанавливает дыхание и способствует релаксации.
Она очень проста: Сделайте глубокий вдох носом, а потом медленно начните выдыхать через рот, как если бы у вас во рту была соломинка-трубочка.
Либо вдохните на счет «один-два», и выдохните на счет «один-два-три-четыре».
И так 5-6 повторов.
И еще … Не забывайте добрых слов-поощрений в свой адрес.
Мир танца – это необъятное пространство красоты, яркости красок, волшебной музыки, чарующих движений. Каждое выступление – своего рода танец души, праздник для нее. И в ваших руках сделать этот праздник незабываемым и неповторимым!!!


Мне хотелось бы закончить великолепной фразой Агнес де Милль, американской танцовщицы и хореографа: «Танцевать – значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. В танце – мощь, в танце – величие Земли, он твой – бери целиком».
Ваш танец – это ваша сила – помните об этом…всегда…
Я надеюсь, мои советы будут полезны для вас. Желаю красивых выступлений!

Иллюстрация - Леонид Афремов "В танце"